Официальный сайт Администрации Мартыновского района
Сегодня, вторник 17 сентября 2019 г

МЕРОПРИЯТИЯ МАРТЫНОВСКОГО РАЙОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ им.В.В.Карпенко Прикоснулись к истории донского казачества Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Без постижения культуры казаков России невоз­можно полно раскрыть русскую культуру вообще. Подлинная культура, нравствен­ный облик современного человека, его дела и поступки в значительной степени определяются его историческим знанием. Повествуя об истории казачества, нужно сказать, что Казак – воин, с оружием в руках отстаивающий честь и независимость Отечества, он – первооткрыва­тель многих российских необжи­тых земель. а также – основной хранитель народных традиций и обычаев. Воспитание подрастающего поколения в духе возрождения обычаев, традиций и культуры казачества, нравственности и уважения к православной культуре, понимание её основ - это важная задача образовательных учреждений, вот почему Мартыновский районный краеведческий музей им.В.В.Карпенко провел цикл мероприятий «Мы чтим славные традиции донских казаков» , на который были приглашены учащиеся общеобразовательных учреждений района. Из презентации «Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону», подготовленной сотрудниками музея, а также яркого рассказа председателя совета стариков Мартыновского казачьего юрта Всевеликого войска Донского есаула Я.М.Ушакова учащиеся МБОУ СОШ №22 х.Кривой Лиман, МБОУ СОШ № 4 х.Малоорловский и МБОУ СОШ № 6 х.Комаров, а также дети из ГБУ СОН «СРЦ для несовершеннолетних сл.Б-Мартыновка» узнали о том, что: Первое упоминание о донском казачьем поселении относится к 1548 году. Казаки – народ исконно православной веры, создавший за многие столетия своего существования свою самобытную культуру. - По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы казаков. - Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. - Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым, остроумным и смекалистым. У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым давая знать станичникам, что родился воин,защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок». Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой,постелью и т.п.). В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку». До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери) усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий,последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе. Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь. Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная,няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли новорожденную. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Приветствие у казаков звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин. Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, верховодила в доме. Казак,приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином. По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все станичники. Казаки уважительно относились к старшим по возрасту: - Слова старшего являлись для младшего обязательными. - При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. - При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки». СЕРЬГИ (у мужчин) — означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Древним гербом Войска Донского был олень, пронзенный стрелой. символизирующий независимость и непокорность донских казаков. Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. В 1704 (1709) году Пётр I пожаловал донцам печать с изображением голого казака в папахе, c мушкетом и саблей, сидящего на бочке, рядом с которой лежала чарка. Композиция печати должна была выразить мысль, что казак, даже если он горький пьяница, не пропьёт папаху и оружие. Материалы презентации были органично дополнены экскурсией в зал «Национальных культур», где ребята смогли познакомиться с традиционной казачьей культурой в семье, увидеть не только военную форму казака, но и предметы быта первой половины 20 века. Все и дети и взрослые были в восторге от увиденного и услышанного. Значение подобных мероприятий, когда дети могут почувствовать себя сопричастными к многовековой истории родного края и своими руками коснуться её, трудно переоценить. Думаю, это был первый, но не последний познавательный поход потомков казаков по страницам истории. С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые. . Хочется верить, что после посещения музея у школьников возникнет желание еще больше узнать об истории донского казачества. Выражаем огромную благодарность председателю совета стариков Мартыновского казачьего юрта Всевеликого войска Донского есаулу Я.М.Ушакову и директору МБОУ СОШ №10 Агарковой Н.А., а также хранителю школьного музея Козьминой О.А.за помощь в проведении цикла мероприятий по казачеству.

2569 5986

4359  98256